"Самара и Губерния", апрель 2007

Психотерапия на сцене, или Я за Музой не слежу...

На интервью Ольга буквально прибежала – энергично, ловко, стремительно. Сразу видно, что человек не привык растрачивать время по пустякам. Иначе всего того, что жизнь для нее уготовила, не сделать… 

- Я перекушу, пока мы будем разговаривать, вы не против? – спросила она просто. – А то не успела сегодня. Насыщенный выдался воскресный денек… 

- А у вас в жизни вообще-то выходные бывают? – спрашиваю, заранее предполагая ответ. 

- Нет, похоже, - смеется она. - Не успеваю отдыхать, мне суток не хватает. Иногда как подумаю, сколько людей передо мной за день проходит – боже мой! Идут и идут конвейером… 

Еще бы, ведь Ольга Безрукова работает сразу в трех ипостасях – как педагог по вокалу и постановщик танцев на роликовых коньках в театре эстрады «Льдинка», как солистка джаз-оркестра «Мираж» и как самостоятельная певица. А как иначе? Она же личность, жадная до нового, до эксперимента. Считается джазовой певицей, однако попробовала себя и в роке, и в фанке, и в босса-нове. Говорит по-русски, а петь любит на английском и польском. Голосом похожа на Барбару Стрейзанд, но слушает Монсерат Кабалье и «Deep Purple». Скромная в жизни, а на сцене… 

- Один итальянец мне как-то сказал: «Ты на сцене не такая, как в жизни», - смеясь, вспоминает Ольга. – Видимо, есть табу, которые в жизни меня ограничивают. Я действительно на сцене другая. На сцене моя задача расшевелить зрителя на эмоции, получить ответную реакцию от них. Сцена – это классная такая штука, где можно показать любые свои чувства.. Если я в жизни где-то промолчу, переварю в себе, то на сцене можно разрядиться.Психотерапия, в общем... (Смеется). В жизни я не маньяк моды – не думаю с утра, что надеть, просто одеваю и бегу.. А на сцене свои законы, нужно думать о своем образе, подбирать, быть модной и необычной. 

Вот уже 21 год, как Ольга ведет такую «двойную жизнь». То есть работает на сцене. Нет, пятый десяток не разменяла. Просто артистка с самого детства. 

Родители нашей героини, Ольга и Владимир Безруковы, тренеры по фигурному катанию, попали в Самару по распределению. Родственников в городе не было, и их дочке постоянно приходилось быть рядом. Не удивительно, что в 2,5 годика девочка уже стояла на коньках, а в 3-ем классе сдала первый взрослый разряд. Однако на этом карьера фигуристки Оли Безруковой закончилась. Зато началась карьера вокалистки. Родители по ряду причин ушли из спорта, и спустя некоторое время возник спортивно-вокально-хореографический ансамбль, ныне театр эстрады «Льдинка», в котором девочка и приобрела первый сценический опыт. 

- Почему «Льдинка»? Потому что сказки на льду делали, - рассказывает Ольга. - В 89-ом году у нас было премьерное шоу, посвященное воинам-афганцам. В первом отделении мы выступали на полной ледовой арене, показывали «Снежную королеву», во втором на ней же пели и танцевали. В результате вокалисты оказались с ангиной , потому что стоять и петь на большом льду, это не кататься, холодно.. И, я помню, пою, а зубы дрожат, и вибрато получается… (Смеется).
Тогда Ольга Даниловна и Владимир Гаврилович стали думать, как же этого избежать в дальнейшем. И пришла такая идея. Поскольку со льдом для тренировок всегда были проблемы, Безруковы тренировали своих учеников не только на фигурных коньках, но и на роликовых, то есть ребята отрабатывали движения не на лезвиях, а на маленьких колесиках. Конькобежцы тоже так делали, но у них были длинные ролики, а в «Льдинке» научились делать короткие, как фигурные, самопальные. Так появились танцы на роликах.
Тогда это было в диковинку. А сегодня – очень модно. 

- Сейчас только ленивый не катается на коньках, - улыбается Ольга, - но ленивых не так много.
Вот и пользуется нынче «Льдинка» большой популярностью. Тем более что коллектив, артистам которого от 3 до 16 лет, работает без преувеличения профессионально. 

- Дети у нас поют вживую, - говорит певица. – Мы против плюсовок – зачем? Танцоры работают не в записи, а певец почему должен? Это неуважение к зрителю. Нельзя приучать детей просто открывать рот. Я и сама не сторонница плюсовых фонограмм. Во-первых, энергетика другая, во-вторых, народ ведь не глупый, он все понимает.
Этому и учит своих подопечных педагог и певица Ольга Владимировна. Учит на собственном примере, благо, пример уж очень показательный. 

- Когда некоторые артисты говорят: «Мне эта публика не нравится», - я не соглашаюсь. Для чего ты вышел на сцену? Что ты здесь делаешь тогда, если не для этого зрителя работаешь? Задача артистов создавать настроение, дарить искусство публике. А публика не бывает одинаковая, и её не выбирают. Не важно, кто перед тобой, какой он, зритель, - ты работаешь для него с полной самоотдачей.. В этом году мы с театром «Льдинка» ездили в Финляндию на международный детский фестиваль, в рамках фестиваля давали благотворительные концерты. Был концерт и для людей с психическими расстройствами. Эти зрители очень сложные.. Нас предупредили - исполняйте только медленные песни, улыбайтесь, вы должны быть дружелюбны… Ребята очень старались..Концерт понравился, были благодарности.

Ольга Безрукова работает искренне для зрителя – это аксиома. Это знают все, кто ее хоть раз слышал. Наверное, потому и ее творческая биография складывается на редкость удачно. Природа щедро наградила талантом, родители дали возможность приобрести богатый опыт, да и на недостаток счастливых случаев певица не жалуется. 

- Судьба преподносит мне встречи с интересными людьми, которые направляют в нужную сторону, - рассказывает певица. - Так было и с Владимиром Сичкарем в 1999 году. Я замещала Юлию Денисову на одном из концертов, тогда Сичкарь меня услышал и предложил спеть «Колыбельную» Дунаевского. Интересная, сложная аранжировка –трудный материал, для него не могли найти исполнителя, а мне как раз оказался по диапазону. Так я попала в джаз-оркестр «Мираж». А еще раньше была встреча с Владимиром Кузьминым. Я пела у него в студии, помню, он еще посмеялся надо мной, что я смешная. Он искал певицу для нового своего проекта, но в этот год я поступила в Гнесинку и учеба оказалась на первом месте. Чему рада, т.к. голос мне поставили, обучили, а это для певицы важно. Но самое интересное, Владимир Кузьмин сказал мне тогда : «Я тебя видел. Ты каталась на коньках и пела». В то время, мне было 16 лет, я начала вспоминать, где он мог меня видеть. Оказалось, на концерте во Дворце Спорта “ВОЛГАРЬ” г. Тольятти, где я выступала в роли Бабы-Яги. Кстати, я до сих пор выступаю в этой роли, даже костюмчик с 90-ого года остался, приходится его постоянно модернизировать. Сейчас очень рада, что дружу с Григорием Файном. Он научил меня ловить кайф от инструментальной подачи материала. Слушаю, как он играет, и пытаюсь применить это к голосу. 

Такие вот встречи для вдохновения лучший источник. Например, на мысль по поводу песни «Ой да не вечер», которая стала очень популярной в Самаре именно в аранжировке Безруковой, ее натолкнул Сергей Пенкин.

- А он, кстати, поет мою песню «Две птицы», так что я его тоже, наверное, вдохновила на какие-то мысли, - гордо сообщила моя собеседница. – А вообще я за Музой не слежу, она меня сама посещает… 

Счастливый человек… Гармония в себе, гармония в окружающем мире. И это все –результат постоянной душевной работы.
 
- Как ты себя настроишь, так и будет, - размышляет Ольга. - Хихикаю иногда над ребятами-подростками – «ой, у меня депрессия». В 15 лет! Господи, ты можешь видеть, ты можешь слышать, у тебя есть руки и ноги, что тебе еще надо? В жизни должен быть контраст, иначе ты перестанешь замечать, что тебе хорошо. Перестанешь ловить кусочки счастья и быть счастливым. А жизнь-то ведь из кусочков и состоит…

Ольга Кувичка
Comments